2 дек. 2011 г.

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» намечена на 1 декабря этого года. Картина обещает стать самым успешным российским фильмом со времен «Дозоров», а может, перекроет и их показатели. Целиком, в окончательном варианте, ее не видел, кажется, никто – доделка и доводка продолжаются до последнего момента. Но большие фрагменты, показанные друзьям и родственникам Высоцкого, позволяют говорить о серьезной удаче. Сценарий Никиты Высоцкого в режиссуре Петра Буслова («Бумер») – кино, отчетливо стилизованное под те самые позднесоветские времена, о которых оно рассказывает. Высоцкий в Средней Азии, следящее за ним партийное и гэбешное начальство, внутренние конфликты этого начальства, клиническая смерть, чудесное воскрешение, жизнь в бешеном темпе, концерты и посещение рынков в сорокаградусную жару, конфликты с обеими возлюбленными и как венец всего – появление лучшего из поздних стихотворений Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером»: это автобиография-авто­эпитафия, так и не успевшая стать песней. Главная интрига по-прежнему связана с исполнителем главной роли. Несмотря на шестичасовой грим, новейшие технологии, компьютерную обработку, в некоторых местах мимика отчетливо выдает Сергея Безрукова. О том, что он скорее всего и есть Высоцкий в фильме Буслова, мы писали еще в январе, публикуя интервью с Никитой Высоцким – тогда его участие в картине (наряду с версией о Вдовиченкове) уже широко обсуждалось в Сети, причем для маскировки Безруков получил еще и роль второго плана, дабы на него уж точно никто не подумал. Остаюсь при своем мнении – в Высоцком он в иных ракурсах узнается стопроцентно, но, может, это кто-то третий, загримированный под Безрукова? Строго говоря, это первый российский фильм, исполнитель которого сложен из стольких составляющих: живой актер, килограммы накладок (фактически маска) и смоделированный на компьютере голос. Справедливо ли называть тут одну конкретную фамилию – не знаю. Оксана Акиньшина в роли Татьяны (списанной с Оксаны Афанасьевой-Ярмольник) не просто хороша – это один из самых обаятельных женских образов в российском кино, и, кажется, впервые Акиньшина похожа на себя настоящую – умную, сильную и в меру хулиганистую. Андрей Панин играет свою вечную тему – хороший человек на страшной службе. Владимир Ильин в роли серопиджачного начальника лишний раз доказывает, что артистов его уровня у нас мало. Мораль картины оказалась неожиданной и более чем своевременной: если вы хотите хоть что-то в России изменить или как минимум остаться в ее памяти, вам нужно тратить себя с нечеловеческой интенсивностью, завышать все планки, жечь свечу с двух концов: иначе и вас, и страну ожидает болото. Быть собой тут можно только в непосильном напряжении – это одинаково касается и нас, и Родины. А в общем, все у них получилось. И знаменитые бусловские флешбэки и флешфорварды (забеги назад и вперед), и точный, любовно воспроизведенный образ всенародного героя, и совершенно справедливая мысль о том, чем была бы Россия без него.

Главная загадка – кто исполняет главную роль. Идея картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» возникла пять лет назад. Никита, сын поэта, написал сценарий. В 2009 году все было готово к съемкам. Сначала главную роль должен был сыграть узнаваемый актер, подкорректированный гримом. Но два тестовых дня съемок желаемого результата не дали. Утвержденный артист выглядел в кадре неорганично. Решили работу приостановить до создания пластического грима. На это ушло полгода… Художник по гриму Петр Горшенин показал, как создавалось лицо героя.


– В истории мирового кинематографа никогда не делалось ничего подобного, – без стеснения признается Петр. – У нас получился сложный пластический грим, приблизивший исполнителя главной роли к полному сходству с поэтом. От реальной личности осталось совсем немного. Слово «маска» в данном случае употреблять ошибочно. Маски резиновые на Арбате продаются. А у нас грим состоит из четырех частей – лобной, щечной, носовой и подбородочной. Этот комплект – одноразовая вещь: сколько было съемочных дней, столько комплектов и изготавливалось. В общей сложности вышло 60. Работа происходила так: я создал точную скульптурную копию лица Высоцкого на основе 500 фотоснимков, предоставленных Никитой Высоцким. Подобная копия обычно делается из скульптурных масс (воск, пластилин, глина) – я лепил из воска. После делался слепок с лица актера с использованием силиконовых материалов (никакого гипса). Потом копию Высоцкого разрезали и наложили на слепок лица актера. Когда первый комплект деталей был изготовлен, устроили пробы. Актера гримировали, снимали. В первый раз сделали точную копию Высоцкого. Но стало ясно, что «лицо» не подходит этому актеру. Важны все детали: расстояние от носа до верхней губы, посадка глаз, ширина рта. В итоге было девять проб. Результат нас устроил. Но я дал рекомендации режиссеру и оператору не снимать актера в некоторых ракурсах.

– Грим ежедневно занимал четыре часа – причем актер при этом лежал. Еще полтора часа уходило, чтобы его разгримировать, – продолжает Горшенин. – Образ Высоцкого – не только пластический грим. Это бакенбарды, щетина, брови. Все волоски «втапливались» в силикон.

Под таким сложным гримом кожа не дышит. Поэтому можно было безостановочно работать восемь часов, но затем обязательный перерыв. Или сниматься три дня подряд в гриме, но потом необходим один день отдыха. Создатели собирали фокус-группы: люди приходили на киностудию, и с ними общался «Высоцкий». Надо было видеть реакцию неподготовленного человека – никто не узнал исполнителя главной роли.


_____________________________________ * ___________________________________
Московская транспортная компания АвтоПрокат окажет вам такую услугу как прокат авто. Автомобиль вы можете выбрать на свой вкус и финансовые возможности. Это может быть и Ford Focus и Infiniti FX37 и множество других.

Комментариев нет :

Отправить комментарий